Previous Entry Share Next Entry
Либерализм - правда и ложь
severin_v
Оригинал взят у gonchar в Либерализм - правда и ложь
Подтолкнула статья fritzmorgen "10 отличий государственников от либералов".
Даю ссылку на неё, но переходить необязательно, практически все её положения о либерализме обсуждаются ниже.

Надо сказать, что по определённым причинам (никакого отношения не имеющим к "кровавому режиму") истинные ценности либерализма в России давятся, скрываются и безбожно перевираются.

Здесь мы поступим так. Выпишем положения обсуждаемой статьи и по каждому положению дадим комментарий.
А уж читатель пусть сам даёт оценки - что чёрное, а что белое.

Итак,

Утверждение статьи

Точка зрения либерала

(я выражаю свою личную точку зрения, понимая, что понятие "либерал" довольно условно - либералы не стремятся "встать в единый строй", подобно т.н. "государственникам)

1. Коррупция

Все против борьбы с коррупцией. Вот, серьёзно, я не знаю ни одного человека, который бы коррупцию одобрял. Расхождения есть только в методах борьбы с коррупцией.

Либералы предлагают бороться с коррупцией при помощи ослабления государства. Логика тут следующая: если чиновник будет слаб и прозрачен, если он не сможет и чихнуть без разрешения общества, если его будут менять на нового каждые несколько лет, воровать ему будет сложнее.

Государственники, наоборот, считают, что победить коррупцию может только сильное государство — типа современных стран Запада или сталинской России.



Борьба с коррупцией не должна вестись с помощью "ослабления государства".
Напротив, государство должно быть сильным - как иначе оно вообще сможет с чем-то бороться?
Но сила и размер - разные вещи.
Сегодня государство огромно, оно отбирает в "общий котёл" большую часть средств, создаваемых трудом жителей страны, которыми затем начинают распоряжаться чиновники, которые берут взятки и просто воруют.

Основа разумной борьбы с коррупцией - уменьшение ВОЗМОЖНОСТЕЙ для коррупции.
Собственнику не дашь взятку, чтобы он разрешил украсть своё имущество, да и сам у себя он воровать не будет. Поэтому главное - не отбирать у собственников результаты их труда. Государство должно взимать в виде налогов и пр. самый минимум, необходимый для его существования.

Например, Олимпиаду должно проводить НЕ государство. Средства на неё должны собираться в добровольном порядке заинтересованными гражданами, которые уж как-нибудь сами разберутся, что сделать, чтобы ИХ деньги не крали миллиардами.

Государство же должно быть сильным - оно должно предоставлять гражданам эффективную судебную и правоохранительную систему - для уже уголовного преследования взяточников и воров.

2. Наука

Все поддерживают развитие науки. Тем не менее, неоднократно приходится сталкиваться с мнением, согласно которому «ватники» якобы против науки и, забавно сказать, против даже программистов.

Это не так. Некоторые «ватники» выступают против современно креативного искусства — что есть, то есть. Но уж науку «ватники» поддерживают обеими руками. Вопрос упирается только в деньги.

Либералы полагают, что наука является самоокупаемой, и что тратить деньги на неё не нужно. То есть, можно одолжить, скажем, 1 триллион долларов, вложить его в науку, и через десять лет государству вернутся 2 триллиона. Надёжней и выгодней, чем облигации ФРС США.

Государственники, напротив, считают науку заведомо затратной отраслью. Они полагают, что государство должно финансировать науку, не ожидая от неё именно финансовой отдачи. Быстрая отдача от науки может быть получена в виде каких-то военных или, скажем, имиджевых достижений, с точки зрения же бухгалтерии научная деятельность почти всегда убыточна.



Наука не "должна" быть самоокупаемой - утверждение о "обязанности науки быть какой-то" является НЕлиберальным по определению.

Наука МОЖЕТ быть самоокупаемой - если занимающиеся ею существуют на продажу результатов своих работ. На то их добрая воля.

Наука МОЖЕТ быть несамоокупаемой - если есть люди, готовые добровольно оплачивать исследования.

Кавендиш занимался физикой на свои деньги ради собственного удовольствия. Фирма ИБМ тратит на научные исследования в самых разных областях гигантские деньги - свои деньги - ради получения коммерчески ценных результатов, ради престижа, ради привлечения ценных кадров, ... Да ни всё ли равно - она тратит свои деньги.

Есть куча фирм, ПРОДАЮЩИХ результаты своих исследований. Это частное дело их и их покупателей.

Какие-то исследования могут, кстати, финансироваться государством. Например, заказчиком конкретных необходимых работ может быть МВД или Министерство обороны.

В любом случае, решение о финансировании должен принимать собственник средств. Исходя из своих взглядов и интересов.

Нравится людям читать про звёзды - им никто не должен мешать финансировать астрономов, удовлятворяющих их познавательные запросы.

Но недопустимо ОТБИРАТЬ у людей деньги с целью финансировать "науку вообще", а де-факто - содержание кучи "научных учреждений" и армии "научных работников", занимающихся чем ни попадя и оценивающих сами себя.
Кстати, опыт показывает, что в результате такого финансирования "наверху" часто оказываются совершенно безграмотные личности - "Академики" (весело об "экономике" - с картинками)

3. Православие

Либералы считают православие «опиумом для народа» в классическом советском понимании — одурманивающей и оболванивающей население религией, при помощи которой высшие классы держат его в повиновении.

Государственники делятся на две неравные части. Меньшая часть полагает православие опасным врагом науки. Большая же часть считает православие важнейшей частью русской идеологии, без которой под сомнение ставится сама возможность существования Русского мира.



Либералы считают религию, в частности, православие, ЧАСТНЫМ делом каждого человека.
Среди либералов наверняка есть православные люди.
А кто-то из либералов наверняка считает православие "опиумом для народа".

В любом случае либералы, даже отстаивая свои ЛИЧНЫЕ взгляды, считают недопустимым вмешательство религии в государственную деятельность и государства в религиозную, и оставляют за каждым человекам право как исповедывать любую религию, так и не исповедывать никакой.

4. Экономика

Там, где либералы надеются на невидимую руку рынка, государственники рассчитывают на твёрдую руку государства.

Либералы считают, что надо просто «не мешать» бизнесу: понизить налоги, убрать контролирующие органы, распустить таможню и передать госсобственность «эффективным собственникам».

Государственники считают, что надо плотно управлять как минимум крупным бизнесом, не давая ему самоубиваться ради минутной прибыли, вручную расшивая все его важные проблемы и лоббируя его выход на внешние рынки.



Либералы не предлагают "убрать таможню", "передать госсобственность в частные руки" и "убрать контролирующие органы".

Либералы считают аморальным и недопустимым вмешательство одних людей в дела других. Речь идёт не о "невидимой руке рынка", речь идёт о праве каждого человека свободно создавать своим трудом ценности и свободно обмениваться ими с другими людьми.

Государство должно лишь решать возникающие при этом конфликты. Например, определять правила использования ограниченных ресурсов (таких, скажем, как полосы радиочастот в эфире).

Но государство ни при каких обстоятельствах не должно указывать людям, как именно им следует создавать ценности (как сказано в обсуждаемой статье, "надо плотно управлять как минимум крупным бизнесом"), тем более оказывать поддержку отдельным предприятиям.

Отсюда и решение частных вопросов: таможня необходима, покуда существуют государства и часть этих государств не является либеральной.
Передавать госсобственность в частные руки в целом желательно, но "прямо сейчас" этого делать не следует, поскольку процесс превратится в продолжение воровства (которое власти России устраивают с 1991 года по наши дни). Следует лишь не "усиливать" госсобственность и не мешать развиваться частным предприятиям, и со временем значимость вопроса станет несущественной.
Контролирующие органы есть разные. Есть пока необходимые - например, кто-то должен контролировать очистку сточных вод.
Но подавляющая часть таких органов представляет собой шайку паразитов и взяточников, приносит только вред и должна быть распущена чем скорее, тем лучше.

Со временем, с ростом гражданского самосознания и общим развитием страны, скорее всего, исчезнет нужда и в прочих органах контроля. Скажем, ту же чистоту стоков вполне могут контролировать организации, нанятые заинтересованными частными лицами. А государство будет вмешиваться лишь в случае споров, предоставляя для их решения судебный и правоохранительный аппарат.

5. Патриотизм

Либералы полагают патриотизм устаревшим. Для них флаг — это просто тряпочка на палочке, некий смешной устаревший предмет. Либералы ощущают себя гражданами мира, для которых страна имеет не большее значение, чем, например, микрорайон.

На первом месте для либералов стоят права и свободы человека, при этом нужды государства значения не имеют: пусть оно хоть погибнет, лишь бы люди были в сытости и безопасности.

Для государственников, наоборот, на первом месте стоят нужды Родины. Государственники считают, что только сильная страна может защитить и накормить своих граждан — сообщество же одиночных эгоистов, готовых в любой момент эмигрировать, по мнению государственников обречено на скорую гибель.



Либералы НЕ считают патриотизм "устаревшим".
Но они полагают, что гордиться можно реальными достижениями, а не куском тряпки, безвкусной песней или "величием" предков.

Родина - это страна, которую в идеале выбирает себе человек. Часто это бывает по рождению, иногда человек является иммигрантом (так и говорят по-русски "обрёл новую Родину").

Родина - это страна, которую человек, имея права её гражданина, может обустроить наилучшим образом для своей жизни и жизни других людей. И когда это удаётся ему или близким ему людям, которых он поддерживал в этом обустройстве - почему бы не гордиться? Это - достойная гордость за свою Родину. За результат. И такую Родину можно и нужно защищать от нападений. Всё это вместе и есть истинный патриотизм.

6. Государство

Либералы считают, что государство — это своего рода отель, в котором они живут. Либералы платят персоналу отеля налоги, персонал должен с благодарностью получать эти налоги и оказывать либералам за эти налоги качественные услуги.

Государственники считают, что государство — это некий военный отряд, который состоит из солдат и офицеров. Каждый гражданин, по мнению государственников, должен укреплять оборону и участвовать в решении общих проблем.



Государство - это не отель и не военный отряд.
Государство - это аппарат власти, аппарат насилия, необходимый для защиты своих граждан от внешних врагов и решения споров между гражданами, если эти споры им не решить в добровольном порядке.

7. Внешняя политика

По мнению либералов, мир состоит из демократических стран и диктаторских режимов. Все демократические страны дружат друг с другом и обороняются против диктаторских режимов. Если между двумя демократическими странами и возникает конфликт интересов, это мелкий и незначительный конфликт: ведь торговать гораздо выгоднее, чем воевать, а торговать с богатым партнёром выгоднее, чем торговать с бедным.

По мнению государственников, у мировых держав есть глобальные интересы, которые иногда вынуждают их враждовать друг с другом и стремиться к уничтожению конкурентов. Государственники, например, полагают, что американцы пытаются уничтожить и расчленить Россию — чтобы захватить нашу нефть и чтобы решить ещё ряд своих геополитических задач.



По мнению либералов, мир практически бесконечно многообразен.
Нет на 100% "хороших" или "плохих" стран.

Но многие страны (передовые, ведущие, наиболее развитые - как угодно) по общественному устройству сходны друг с другом. Основные массы их граждан объединяют взгляды, говорящие, что начинать решать проблемы в 2014 году силой неправильно, что человеческая жизнь и права человека имеют наивысшую ценность и пр.

По мнению либералов, тоталитарные и близкие к ним режимы сознательно запугивают своих граждан "угрозой", исходящей от передовых стран, а также якобы исходящей от этих стран "аморальностью". При этом следует отметить, что представители этих режимов (и их семьи) живут либо в передовых странах, либо устраивают на своей територии анклавы, напоминающие эти страны.
(см. "Самые главные эмигранты или Россия-2")

8. Революции

Либералы приветствуют революции. По мнению либералов, революция — это естественная реакция народа на плохих правителей. Либералы считают, что после какого-то числа революционных замен к власти неизбежно приходят хорошие правители, и страна при помощи эдакой «невидимой руки революций» встаёт на путь процветания.

Государственники полагают, что революция является тяжёлой болезнью, которая нередко оканчивается смертью государства. Также государственники считают, что так называемые «цветные революции» — это американское оружие, при помощи которого американцы захватывают и уничтожают важные для них страны.



Либералы негативно относятся к революциям, как к любой деятельности, приносящей разрушение и смерть.

Либералы полагают, что в большинстве случаев в результате революций к власти приходит ещё большее зло, чем предшествующее.

Наиболее верный путь - смена общественного устройства мирным путём, в результате возросших ума и знаний людей.

Однако сопротивление, в том числе силовое, откровенным бандитам, называющим себя "властью", либералами не осуждается. Вопрос о личном участии в таком сопротивлении каждый человек, по мнению либерала, должен решать для себя сам.

9. Культура

Для либералов существует одна культура — западная. По мнению либералов, русской культуре место разве что в музеях. В реальной жизни мы должны безоговорочно принимать все западные ценности: по той причине, что Запад живёт сейчас в материальном плане гораздо лучше России.

Государственники считают, что западная цивилизация тяжело больна, и что материальное благополучие, которое пока что наблюдается в некоторых странах Запада, уже не компенсирует накопившихся там проблем. Государственники полагают, что мы должны не учиться у Запада, а, скорее, спасать его.



Для либерала существует бесконечное многообразие культур.
Любая культура, ценностями в которой являются добро, разум, созидание и ненасилие, прекрасна.
Их стоит изучать, брать в них самое лучшее, примерять к себе и что-то заимствовать, если это что-то не противоречит собственным целям, ценностям и методам.

Очень много хорошего есть в культуре Запада. Отношение к этому хорошему указано выше - то, что это относится именно к Западу, не играет ровно никакой роли.

Нельзя навязывать свою культуру никому, в частности, "спасать" кого-то от "неправильной культуры". Выбор путей в своей жизни - личный выбор каждого человека.

10. Империя

Либералы считают, что государство должно быть подобно микросхеме: чем меньше, тем лучше. Путь России либералы видят в разделении на десяток-другой маленьких процветающих стран по типу Швейцарии.

Государственники считают, что Россия может существовать только в виде большой империи — при этом размер этой империи должен быть больше, чем сейчас. Государственники полагают, что Россия должна стремиться вернуться в границы 1991 или 1914 года, и что это для неё не вопрос удовлетворения каких-то исторических амбиций, а вопрос банального выживания.



Государство - это механизм. Его размеры - это ресурсы, которые тратятся на его функционирование.
Либералы полагают очевидным, что чем меньше общественных ресурсов тратится на функционирование данного механизма, тем лучше.

Либералы полагают, что, если какой-то вопрос может быть решён на уровне дома-улицы-города-региона, его не следует выносить на верхние уровни.
Соответственно, огромное множество вопросов, переданных сегодня в ведение федерального государства, должно быть из него изъято.

Вопрос о назначении водопроводчика могут решать потребители его услуг более простым способом, чем выборы Президента, назначающего (примерно) Губернатора, назначающего членов Совета Директоров государственной водопроводной компании, назначающего Президента компании, назначающего через пять ступеней иерархий начальников указанного водопроводчика).

Либералы считают, что сегодня России следует обустроить жизнь внутри своих границ. Если же жители внешних стран, привлечённые результатами этого обустройства, выразят желание присоединиться к России, следует в первую очередь ставить вопрос о союзе - торговом, военном и пр. Размер государства в этом случае важен только тому, кто рассматривает начеление, как дойную корову, а государство, как силовой механизм для доения.



Вот так.
Как говорит автор исходной статьи, "Как видите, либералы и государственники хотят одного и того же: чтобы Россия стала богатой страной с низким уровнем коррупции и с высоким уровнем жизни населения, с мощной наукой и с хорошей репутацией в мировом сообществе."

Это неверно.

Как видите, либералы хотят, чтобы ЛЮДИ в России жили так, как им нравится, реализуя по максимуму свои способности и желание трудиться.
Не паразитируя ни друг на друге, ни на других странах. Не навязывая другим странам свою власть или культуру.

"Государственники" же хотят (на словах) построения абстрактной "Великой России", в которой люди будут вынуждены подчиняться законам, навязывающим им требования, как и где работать, какую идеологию исповедывать, какую культуру принимать. По ходу высказывается желание затащить под власть этих законов побольше народу из прилегающих стран и "спасать" остальных.

На деле же "государственники" хотят именно построения Государства - машины для насилия над населением как можно большей территории с целью власти и богатства для руководиителей этого государства и служащих им. Народ в их планах выступает лишь как созидатель всего этого изобилия. Желания же и планы отдельных людей "государственников" не волнуют вообще никак.

Здесь я поступил так: выписал положения обсуждаемой статьи и по каждому положению дал свой комментарий.
А уж читатель пусть сам даёт оценки - что чёрное, а что белое.

Приношу извинения - я не профессиональный литератор, возможно, что-то прозвучало недостаточно красочно и даже коряво. Но я старался передать суть дела - и сделать это ясно и коротко, это главное.


?

Log in